Выполнена работа по имитационному моделированию плавучего нефтеперевалочного комплекса по договору с компанией ООО «Морстройтехнология»

26.10.2017

 

По заказу ООО «Морское строительство и технологии» специалистами «Бюро Гиперборея» была создана имитационная модель, описывающая динамику работы рейдового комплекса для перегрузки нефти (РПК) в Кольском заливе.

Цель исследования заключалась в определении максимальной пропускной способности РПК с учетом целого комплекса технологических, природных и организационных ограничений. В имитационной модели РПК описывались следующие процессы:

 

  • грузообработка у РПК челночных и линейных танкеров,
  • снабжение и бункеровка РПК специализированными судами-снабженцами и бункеровщиками,
  • динамика метеорологических показателей (ветер, видимость, температура) и соответствующие ограничения для выполнения различных операций судов у РПК,
  • приливно-отливные явления и ограничения на швартовку/отшвартовку судов во время низкой воды,
  • случайные события, влияющие на эффективность работы системы, такие как периодические ограничения гражданского судоходства в Кольском заливе.

Дополнительную сложность составляла необходимость моделирования перевалки на РПК двух сортов нефти, каждый из которых хранится в отдельной сегрегации грузовых танков. Для решения задачи оперативного планирования подходов разнотипных судов к РПК в данной работе использовался свод предопределённых правил, регулирующих приоритет судов каждого типа в зависимости от уровня наполнения хранилищ нефти. Доступности причалов РПК по природным условиям моделировались с помощью стохастического «погодного генератора», который учитывает кросс- и авто-корреляционные свойства моделируемых природных процессов. Созданная модель была верифицирована на основе натурных данных.

В ходе работы был предложен и обоснован критерий определения максимальной пропускной способности перевалочного комплекса. В качестве такого критерия было принято пороговое значение среднего времени ожидания челночными танкерами освобождения причала на РПК. Всего было исследовано около 30 различных конфигураций флота, что позволило определить искомое значение пропускной способности РПК для различных грузопотоков. Имитационная модель также позволила сформулировать рекомендации по техническим и организационным мероприятиям для повышения объемов перевалки нефти.

Опыт успешного и, надеемся, взаимовыгодного взаимодействия с ООО «Морстройтехнология» позволяет надеяться на продолжение сотрудничества в этой интересной для нас области деятельности.