Оперативное информационное сопровождение рейса судна Audax по СМП зимой 2022 года

21.05.2022

В период с 26 января по 13 февраля команда OOO «Бюро Гиперборея» в сотрудничестве со специалистами Арктического и Антарктического НИИ принимала участие в инициативном проекте, связанном с оперативным информационным сопровождением ледокольной проводки судна Audax по трассам Северного Морского Пути от Берингова пролива до Мурманска.

Цель проекта состояла в отладке и проверке в «боевом режиме» разработанной в нашей компании методики оперативной автоматической маршрутизации рейсов судов в ледовых условиях. Подробнее об автоматической маршрутизации можно прочитать в статье, опубликованной в журнале “Арктика: Экология и Экономика“.

Данный проект был согласован и инициирован Штабом морских операций ФГУП «Атомфлот» и курировался начальником ШМО В.Г. Арутюняном. Audax – это специализированное арктическое транспортное судно для перевозки крупногабаритных заводских модулей, построенное по проекту компании Aker Arctic.

akerarctic.fi

В ходе сверхпозднего рейса навигации 2021-2022 это судно доставило в Мурманск крупные строительные модули для проекта «Ямал-СПГ» компании Новатэк. Ледокольное сопровождение этого уникального в своём роде рейса осуществлялась на разных этапах несколькими атомными ледоколами, состоящими на вооружении ФГУП «Атомфлот» («Ямал», «Арктика», «Вайгач»). Сущность проекта оперативного информационного сопровождения состояла в последовательном выполнении следующих операций, выполняющихся в течение всего рейса по запросу специалистов ШМО или при получении новых информационных пакетов:

  • Получение и обработка информации автоматической идентификационной системы (АИС) и диспетчерских донесений с борта судна о его текущем местоположении, режиме движения и фактически наблюдаемой ледовой обстановке (ААНИИ и ООО «Бюро Гиперборея»)
  • Получение снимков дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) различного формата о текущей ледовой обстановке по курсу движения судна (ААНИИ)
  • Обработка спутниковой информации и составление диагностических ледовых карт (ААНИИ)
  • Построение прогнозов динамики ледовой обстановки на несколько дней вперёд (ААНИИ)
  • Использование полученной прогностической информации о ледовых условиях для построения прогнозов достижимой скорости движения судна или каравана в произвольной пространственно-временной локации (В ООО «Бюро Гиперборея» разработали оригинальную модель ледовой ходкости, опирающуюся на построенную информационную модель судна Audax)
  • Построение рекомендованных квазиоптимальных путей движения каравана на оставшейся части маршрута от точки его текущего расположения, оценка времени прибытия каравана в конечную точку (ООО «Бюро Гиперборея»)
  • Ручная коррекция и утверждение полученного автоматического маршрута экспертом в области арктического судоходства (ААНИИ)
  • Предоставление построенного рекомендованного маршрута/маршрутов и его визуализация в интерфейсе ситуативного центра ШМО (ООО «Бюро Гиперборея», ФГУП «Атомфлот»)

В ходе выполнения проекта были получены как принципиально новая информация о сложившейся практике информационного сопровождения арктического судоходства, так и бесценный опыт взаимодействия с поставщиками ледовой информации в плане интеграции и координации совместной деятельности в режиме 24/7. Результаты, полученные по завершении проекта, свидетельствуют о высокой востребованности и потенциальной полезности сервисов автоматической маршрутизации в разрабатываемых системах интеллектуального управления работой арктического флота. Вместе с тем, они дают чёткое направления для совершенствования существующих методик как в области повышения точности и оперативности входных данных, так и для развития моделей ходкости судов во льдах. Финальная презентация, представленная специалистам ШМО «Атомфлот» в режиме видеоконференции, и дающая более полное представление о проекте, доступна для скачивания в соответствующем разделе сайта.