Имитационная модель угольного перегрузочного комплекса разработана по заказу ООО «Транс-Груп СПБ»
С помощью модели были проанализированы альтернативные варианты транспортной системы, различающиеся составом судов, расположением района догрузки и параметрами операций. В результате была найдена наиболее рациональная конфигурация логистической схемы.
Имитационная модель была спроектирована и реализована в высокоуровневой среде AnyLogic©.
В модели производится имитация различных процессов, которые важны для корректного описания работы реальной системы:
- движение линейных балкеров и внутрипортовых судов-отвозчиков в акватории порта,
- грузовые операции линейных судов на терминале, а также их догрузка на рейде по схеме «борт-в-борт»,
- изменение доступности причалов и перевалочного комплекса по погодным условиям,
- суточные ограничения на движение судов по Морскому каналу порта Санкт-Петербург.
Созданная модель перегрузочного комплекса использовалась для решения нескольких задач. Были рассмотрены различные варианты перевалочного комплекса, где каждый вариант характеризуется разным числом портовых судов-отвозчиков, интенсивностью прихода линейных балкеров, расположением района догрузки и скоростью грузовых операций. Для каждого варианта был определен ряд ключевых технико-эксплуатационных показателей, а также выполнена оценка максимальной пропускной способности всего комплекса. Кроме того, с помощью модели были найдены такие значения параметров перевалочного комплекса, которые при заданном составе судов позволяют добиться желаемого значения грузопотока.
Предполагается дальнейшее улучшение модели и придание ей дополнительного функционала. В частности, интеграция модели с алгоритмами оптимизационного оперативного планирования работы флота позволит получить полезный практический инструмент для оценки возможности снижения издержек и повышения общей эффективности работы перевалочного комплекса.