Завершена работа по созданию демонстрационной версии программного модуля для расчета оптимального маршрута движения судов и караванов по чистой воде и в ледовых условиях. Прототип разработанного модуля в тестовом режиме интегрирован как отдельный веб-сервис в состав автоматизированной системы управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот»

17.12.2021

По заказу ООО «Научный логистический центр» специалистами «Бюро Гиперборея» создана демонстрационная версия программного модуля для расчета оптимального маршрута движения судов и караванов по чистой воде и в ледовых условиях, а также выполнена интеграция модуля в состав автоматизированной системы управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот».

Автоматизированная система управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» (АСУ ШМО) была введена в промышленную эксплуатацию 31 августа 2020 года и входит в состав единой платформы цифровых сервисов (ЕПЦС) Госкорпорации «Росатом». Данный комплекс программного обеспечения и технических средств позволяет осуществлять организацию судоходства, мониторинг ледовой и навигационной обстановки, сбор и анализ гидрометеорологических данных.

Созданный нашей компанией инструмент оптимальной маршрутизации позволяет рассчитывать рекомендованные траекторию и режим движения (скорость, привлечение ледокола, направление носом или кормой вперед) для судов ледового плавания с учетом текущих и прогнозируемых ледовых и гидрометеорологических условий по различным критериям оптимальности.

Модуль расчета рекомендованного маршрута движения судна обеспечивает следующий базовый функционал:

  • определение прогнозного рекомендованного трека движения судна в заданном состоянии загрузки (например, в балласте или в грузу) от начальной к конечной точке с обеспечением наилучшего значения выбранного критерия оптимальности. Под треком в данном случае понимается как траектория движения (упорядоченный набор путевых точек с географическими координатами), так и режим движения в каждой путевой точке (скорость, прогнозируемое время достижения, наличие ледокольного сопровождения, движение носом или кормой вперед);
  • определение рекомендованного режима движения судна в заданном состоянии загрузки для быстрейшего прохождения судна по предопределенному маршруту;
  • определение экономически эффективных скоростей движения судна в заданном состоянии загрузки по предопределенной траектории с предопределенным режимом движения (участки ледокольного сопровождения и движение носом/кормой вперед) с учетом выполнения ограничения по прибытию в конечную точку не позднее заданной даты.

Модуль маршрутизации взаимодействует с программным компонентом расчета скоростей хода и расходов топлива судов при движении по чистой воде и в ледовых условиях, ранее разработанным нашей компанией  по заказу ООО «НЛЦ» в интересах ФГУП «Атомфлот»

Бизнес-логика разработанного программного модуля ледовой маршрутизации использована при создании прототипа веб-сервиса, интегрированного и развёрнутого в тестовом режиме в составе автоматизированной системы управления Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот».

Демонстрационный клиент созданного веб-сервиса доступен для скачивания на сайте ООО «Бюро Гиперборея»

Мы благодарим ООО «Научный логистический центр» за полученный опыт взаимодействия и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество в направлении развития сервисов интеллектуальной поддержки арктического судоходства.